воскресенье, 5 февраля 2012 г.

Особенности коммутации двигателя триггером на транзисторах.

В статье реверс маломощного электродвигателя постоянного тока приводился способ коммутации электродвигателя триггером на транзисторах. Такой способ возможно и не очень удачный но он имеет некоторые особенности. Наиболее интересной особенностью является то что двигатель сам осуществляет переключение триггера в другое состояние тогда когда на его (двигателя) ротор действует сила направленная противоположно той которая создает вращение ротора. Но это не единственная особенность данного способа коммутации двигателя. Рассмотрим схему:

Рисунок 1 - Подключение электродвигателя к триггеру

  Схема симметрична. Сопротивление резистора R1 равно сопротивлению резистора R4, сопротивление резистора R2 равно сопротивлению резистора R3. Если это выполняется с достаточной точностью, параметры транзисторов одинаковы и сопротивления соединительных проводов и выводов элементов в правой и левой части схемы тоже одинаковы, с достаточной точностью, то двигатель работать не будет, при подаче питания на схему, пока его ротор не будет приведен во вращение внешними силами. Возможно триггер имеет какое то третье неопределённое состояние при котором либо оба транзистора закрыты, либо открыты, либо (что совсем маловероятно) в активном состоянии. Как бы там ни было, но двигатель не работает сразу после подачи питания:


Провода ведущие от триггера к двигателю не одинаковой длинны но это не мешает двигателю не запускаться сразу. Хотя это и не должно влиять на состояние триггера, как и провода ведущие от источника питания. Данная система работает точно также и без пружинок но они ослабляют силы действующие на шестерёнки редуктора в момент остановки перемещающейся головки. Если одна из пружинок будет слишком "мягкой" то двигатель остановится когда головка начнет сжимать эту пружинку.

2 комментария:

  1. Подозреваю, что движку просто не хватает момента для старта. При питании в 5 В, не известно что идет на двигатель, часть напряжения может падать на базе транзистора. Попробуй добавить питания, а еще лучше посмотри на осциллографе, в чем дело.

    ОтветитьУдалить
  2. Не исключено. Но дело в том что схема работает по разному будучи по разному собрана, в одном случае двигатель запускается при подаче питания и ротор вращается в одну из сторон (http://electe.blogspot.com/2011/06/blog-post_13.html) в другом случае двигатель не запускается. Осциллографа у меня нет. Проверил напряжение на двигателе вольтметром. Если двигатель сразу не запускается то напряжение на нём настолько низкое что вольтметром определить не получается, во время работы двигателя на нём около 1.1В. Возможно двигатель до старта сильнее закорачивает коллекторы транзисторов (следовательно и входы транзисторных ключей тоже). Это значит появляется отрицательная обратная связь так как напряжения на выходах ключей слабо зависят от напряжений на входах. Если отрицательная обратная связь, образованная двигателем, больше положительной обратной связи, образованной резисторами R2 и R3, то триггер должен потерять своё свойство триггера. Возможно в этом всё дело, если в этом то работа схемы зависит от соотношения обратных связей которое чувствительно к изменениям в схеме.

    ОтветитьУдалить