Триггер рассматриваемый в статье триггер на электронных транзисторных ключах можно использовать не только для запуска и остановки маломощного электродвигателя но и для его реверса. Для этого необходимо изменить схему включения двигателя:
Рисунок 1 - Схема для реверса двигателя
При подаче питания на схему, в зависимости от параметров элементов, вращение ротора двигателя будет иметь какое-то одно направление. Для изменения направления вращения ротора необходимо изменить состояние триггера, в схеме на рисунке 1 для этого используются кнопки SB1 и SB2. Схема на рисунке 1 не позволяет производить остановку двигателя (после подачи питания двигатель обязательно работает в правиьлно собранной схеме). Для остановки и запуска двигателя можно использовать дополнительный ключ для подачи питания на схему. Если для подачи питания к схеме использовать другой транзисторный ключ то на трёх транзисторах можно реализовать схему для пуска, остановки и реверса электродвигателя. В схеме на рисунке 1 при вращении двигателя часть тока будет проходить параллельно работающему двигателю а часть напряжения падать на одном из резисторов R1 или R4 из за этого КПД схемы будет низким это основной недостаток схемы. Если для пуска и остановки двигателя использовать дополнительный ключ не пропускающий большой ток когда со схемы снято напряжение питания этим ключом то такую схему можно использовать для редких пусков и остановок маломощного двигателя при непродолжительной его работе.
На видео показано как при подаче питания двигатель начинает вращать колесо на котором находится замыкатель, после одного оборота колеса замыкаются контакты один из которых подсоединён к минусу питания а другой к коллектору закрытого, в данный момент, транзистора после чего триггер меняет своё состояние и ротор двигателя начинает вращаться в другую сторону.
а как можно сделать аналог, но с одной кнопкой? :)
ОтветитьУдалитьМожно на D триггере сделать. Например так как на схеме. На транзисторах простая и хорошая схема не получиться.
Удалитьа так? http://i64.fastpic.ru/big/2015/0126/c0/fd6813f7f4e762b86d8cc4af4fa796c0.jpg
ОтветитьУдалитьТак не делают. Вообще для верхних транзисторов в мосте для того чтобы они вошли в насыщение нужно напряжение управления больше напряжения питания моста (вычитал из книги). Лучше драйвер готовый использовать например l293d (если двигатель потребляет меньше 600мА), это будет проще.
Удалитьчто за книга? :)
ОтветитьУдалитьи еще, на вашей схеме, справа от мотора что нарисовано?
Семёнов Б.Ю. "Силовая электроника от простого к сложному" страницы 83,84. В схеме справа от мотора нарисованы две батарейки соединенные последовательно (но не обязательно батарейки д.б.), в ней лучше микросхему запитать от другого источника с напряжением больше суммы напряжений батареек. В схеме на рисунке 1, на этой странице, справа от мотора нарисован усилитель на транзисторе.
Удалить