среда, 8 июня 2011 г.

Триггер на электронных транзисторных ключах.

 Электронный триггер - устройство с двумя устойчивыми состояниями предназначенное для хранения одного бита информации. Триггеры могут быть построены на электронных ключах. В предыдущей статье описан электронный ключ на биполярном транзисторе кт940А если два таких ключа соединить каскадно (выход первого со входом второго) после чего выход второго ключа соединить со входом первого то получится система с двумя устойчивыми состояниями представляющая собой неинвертирующий усилитель охваченный глубокой положительной обратной связью. Рассмотрим схему на рисунке 1:

Триггер на электронных транзисторных ключах
Рисунок 1 - Триггер на электронных транзисторных ключах

Предположим что после подачи питания на схему открылся транзистор VT2 следовательно потенциал базы транзистора VT1, относительно земли, понизился и транзистор VT1 стал удерживаться в закрытом состоянии. Если на некоторое время замкнуть перемычкой коллектор и эмиттер транзистора VT1 то потенциал базы транзистора VT2, относительно земли, понизится, транзистор VT2 закроется следовательно повысится потенциал базы транзистора VT1 и он будет удерживаться в открытом состоянии таким образом триггер перейдет в другое состояние. Чтобы перевести триггер обратно в первое состояние можно на некоторое время замкнуть перемычкой коллектор и эмиттер транзистора VT2 или замкнуть перемычкой коллектор транзистора VT1 и плюс питания. Данный триггер можно использовать для запуска и остановки маломощного электродвигателя (например двигателя RF-310T-11400 рассчитанного на напряжение 5.9В) при этом триггер будет хранить одно из двух состояний: 1) когда двигатель запущен и работает или 2) когда двигатель остановлен и не работает.

Схема триггера для запуска, остановки электродвигателя(например RF-310T-11400)
Рисунок 2 - Схема триггера для запуска, остановки электродвигателя (например RF-310T-11400)

Схема на рисунке 2 обладает недостатками: когда двигатель работает часть тока проходит через открытый транзистор VT1, когда двигатель не работает ток проходит через открытый транзистор VT2. Данный триггер можно использовать для управления более мощными элементами коммутации силовых цепей.

На рисунке 3 приведен более безопасный но менее удобный вариант схемы:

Рисунок 3 - Схема триггера для запуска, остановки электродвигателя 2

   

7 комментариев:

  1. Схема на рисунки 2 содержит один опасный подводный камень: если случайно одновременно замкнуть SB1 и SB2, то возникнет короткое замыкание в цепи питания со всеми вытекающими последствиями.

    ОтветитьУдалить
  2. Любое изделие - это результат компромиссов между надёжностью и простотой. У этой схемы немерено недостатков( дребезг, нагрузочная способность, отсутствие защиты от к.з. нагрузки, регулировки мощности), зато просто как лом! Мой многолетний опыт позволяет любое устройство довести до аварии :)

    ОтветитьУдалить
  3. дай отриц смещ на базу и вкл в разрыв транза мотор лучше эмиттера и минуса тк эмиттерный повторитель усил ток и имеет низк сопротивл. это позволит на коротить питание при выкл двиг

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошая идея! Включив в разрыв транзистора мотор можно уменьшить лишнее потребление тока схемой.

      Удалить
  4. Если управлять данным триггером, замыкая поочередно базы на землю, то никаких коротышей не будет.

    ОтветитьУдалить