воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Реверс мощного электродвигателя постоянного тока

Простой мостовой драйвер с памятью и управлением двумя кнопками для реверса двигателя постоянного тока может быть полезен для автоматизации некоторых процессов например для намоточного станка, покрасочной линии, электрического скейта, игрушки, робота и т.д. Рассмотрим схему:
Рисунок 1 - Драйвер с памятью для реверса электродвигателя

Эта схема отличается от приведённой ранее в статье реверс электродвигателя постоянного тока тем что транзисторы в данной полевые с изолированным затвором и индуцируемым каналом. Каждый полумост состоит из двух транзисторов один из которых с каналом n проводимости а второй с каналом p проводимости, в идеале эти транзисторы должны быть комплементарными но опыт показывает что это не обязательно для работы схемы (см. видео ниже). Внутри каждого полевого транзистора есть паразитный диод но помимо них дополнительно поставлены быстродействующие диоды Шоттки 11DQ10 постоянный прямой ток у них небольшой но пиковый д.б. во многих случаях достаточным к тому же паралелльно им стоят внутренние паразипные диоды полевых транзисторов. Прежде чем подключать двигатель к данному драйверу убедитесь что транзисторы и диоды подходят по току и мощности иначе драйвер просто сгорит. Транзисторы можно поставить более мощные например IRF9540 вместо IRF9530 и IRF540 вместо IRF640. А также диоды например MBRF2060CT. Если мощности полевых транзисторов не хватает то их можно соединять параллельно (затвор на затвор сток на сток исток на исток), в отличии от биполярных, которые просто так параллельно соединять нельзя. Управляющие транзисторы можно поставить кт315 или лучше как на схеме bc547. Для длительной работы полевые транзисторы обязательно надо ставить на радиаторы, желательно медные и большие и обязательно на каждый транзистор нужен свой радиатор т.к. корпуса внутри соединены с каким либо выводом. Испытание с двигателем от дрели на холостом ходу данная схема прошла см. видео:

КАРТА БЛОГА (содержание)

7 комментариев:

  1. Сергей Привет, возможно ли эту схему переделать для реверсивного блока питания для гальваники? Чтобы реверс менялся автоматом через заданный период (периоды можно было устанавливать потенциометром). Если нет, посоветуй, пожалуйста, рабочую схему. В наличии есть мощные мосфеты, тиристоры, симисторы, автотрансформатор на 40А.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Переделать можно если добавить конденсаторы и сделать из триггера мультивибратор чтобы получилась схема на подобии той что в статье http://electe.blogspot.ru/2014/07/blog-post_27.html. Но я бы не стал так делать т.к. из за очень непрямоуголных фронтов транзисторы будут долго открываться и могут перегреться что приведёт к их перегоранию. Для решения проблемы можно например сделать управление мостом от мультивибратора на 555 с некоторой доп. логикой или сделать управление через драйвер полевых транзисторов от микроконтроллера со встроенным АЦП.

      Удалить
    2. спасибо. Но как лучше сделать? может сможешь помочь с схемой? Подписан и слежу за твоим каналом.

      Удалить
    3. Я бы сделал как нибудь примерно так https://yadi.sk/i/THOuBL2d3GFgL6 надо ещё написать программу но это уже задача очень нетривиальная и необходимо больше знать о способе применения по тому что для каждой нагрузки придётся кропотливо подстраивать алгоритм чтобы не возникало много разных неприятных казусов.

      Удалить
  2. Благодарю за ответ. В целом ничего мудреного в управлении, на мой взгляд, нет. Есть в продаже готовые блоки реверса для гальваники на токи до 60а, то что я нашел для бытового использования. В них задается время работы на прямом и обратном токе в секундах. Стоят такие блоки реверса тока от 15тр., причем это не источник питания, а только реверс (скорее всего тиристорный). Думаю что можно сэкономить и собрать самому, к тому же есть тиристоры на 100а, есть источник тока на 150А 3v. Нет только знаний и опыта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На самом деле мудрёное есть почти всегда, особенно для чего либо мощного. Опыт, как правило, приходит после того как пожгёш некоторое количество деталей из за ошибок после которых и проясняются "грабли" и "подводные камни" . Гальваника, на самом деле, вещь противная тем что нагрузка меняется и в плохом случае какие нибудь плавающие проводящие куски могут сделать к.з. в этой ванне, поэтому очень желательно предусмотреть какой нибудь узел контроля тока. Но это конечно в случае если такое возможно.

      Удалить